Полка “читать менеджеру” - лучшие биографии и воспоминания

Добрый менеджмент

Субъективно: самые лучшие книги для менеджера, которые можно почитать в свое удовольствие - не бизнес-литература и не художественные сочинения, а автобиографии (или просто биографии или воспоминания). Топ пополняю по мере прочтения, нет мест (не упорядочен).

Топ:

"Инноваторы" (Айзексон, Уолтер)

  • Зачем это читать: Айзексон отличный биограф. Книжка построена так, чтобы дать представление о возникновении современных инноваций, преимущественно в сфере ИТ. От прядильного станка (мало кто понимает, что именно он ближе всего к первому компьютеру, ибо был по-настоящему программируем аналогом перфокарт) и Ады Лавлейс (женщина-программист, в честь которой язык ADA) до Гейтса, Возняка и Джобса. И повествование складывается в цельную картину. Лейтмотив дает яркое представление - одиночки не делают инновации (пример Джона Атанасова), этим занимаются коллективы в определенных условиях.
  • Когда это не читать: когда вы равнодушны к сфере ИТ
  • Похоже на: мало аналогов - это не биография, но цепочка биографий, увязанных идеей инноваций, похоже на Айзексон Уолтер "Стив Джобс" (тоже про ИТ).

"Стив Джобс" (Айзексон, Уолтер)

  • Зачем это читать: единственная авторизованная биография Стива Джобса (автора выбрал сам Джобс, встречным условием было не вмешиваться в процесс). Жесткая автобиография, выставляющего одного из людей,изменивших мир и поставившего дизайн над технологией неприятным, но трогательным, одаренным, но маниакальным. Интересен контраст Джобса и Возняка, конфликт Джобса и Гейтса. Подход Джобса к учебе и образованию. Собственно запуск гениальных и не имевших аналогов продуктов (Mac, iPod, iPad) и компаний, в том числе купленных (Pixar).
  • Когда это не читать: когда равнодушны к ИТ, когда Джобс видится по-человечески совершенным и не готовы менять точку зрения.
  • На что похоже: Айзексон Уолтер "Инноваторы" (тоже про ИТ и тот же автор).

“Маска и душа” (Шаляпин, Федор)

  • Зачем это читать: описан путь из крайней нищеты (отец - алкоголик, пожилая мать просила милостыню) к профессионалу и звезде мирового уровня в оперном пении. Дело, спрос на которое в среде, рос автор вообще не существовало (Шаляпина вдохновили на становление певцом выступления балагана с Петрушкой). То как именно он совершенствовался в том, на что остальным было плевать (делал из оперы представление, экспериментировал с костюмами, с появлением, эмоциями) и в том, что было основой (вокал) и в итоге встал вровень с мировыми звездами - впечатляет. И может быть основой для сравнения в любом деле.
  • Когда это не читать: это точно стоит прочитать.
  • Похоже на: Шаляпин Федор “Страницы из моей жизни” (продолжение, повторяющее первую часть, и отличающуюся, в основном, описанием революции социализма и последующей эмиграции и ссоры с Горьким), Никулин Юрий “Почти серьезно” (честностью и глубиной).

“Почти серьезно” (Никулин, Юрий)

  • Зачем это читать: карьерный путь человека отправившегося учиться (цирковое училище) сравнительно поздно, учившегося у лучшего и сложнейшего по характеру мастера своей эпохи (клоун Карандаш), прославившегося благодаря кино, но не изменившегося после славы. Интересный взгляд на ремесло, клоунаду. Очень приятный формат (пожалуй, самая по-человечески приятная автобиография из всех).
  • Когда это не читать: когда аллергия на индустрию развлечений вообще или цирк и клоунаду в частности. Когда хочется “желтых” подробностей. Когда хочется конкретных инструкций и шагов, советов как преуспеть или анализа “а как я преуспел” (этого нет).
  • На что похоже: Шаляпин Федор “Маска и душа”.

“Педагогическая поэма” (Макаренко, Антон)

  • Зачем это читать: много о том,как создавать сплоченную команду в неуправляемых и “токсичных” коллективах (от босых и развязных уголовников - некоторые сидели за или подозревались в убийствах и изнасиллованиях к коллективу который кормит себя сам за счет сельского хозяйства и многие поступают в ВУЗ на рабфак и обретают профессию, вливаясь во взрослую жизнь). Описано как не сработала современная (1920-е годы) педагогика в прикладном смысле. Описаны многие проектные принципы (например, практика формирования “сводных отрядов” наряду с обычными, в итоге каждому приходится по очереди руководить остальными, укрепляются горизонтальные связи). Несколько ярких примеров как воспитанники прикипали к делу, от начального скепсиса переходили к работе с душой и преуспевали.
  • Когда это не читать: если у вас аллергия на Макаренко (некоторые обвиняют его в солдафонстве и избыточной мунштре воспитаников, кто-то просто не верит написанному).
  • Похоже на: Генри Форд “Моя жизнь, мои достижения” (количеством конкретики).

“Моя жизнь, мои достижения” (Форд, Генри)

  • Зачем это читать: тут описан путь из инженера (механик) в менеджеры (и из менеджеров в бизнесмены. Великолепный пример reasonable-management (менеджмента здравого смысла), ничего общего со стереотипным представлением о Форде “как о человеке, изобредшем конвейер и заставивших всех рутинно работать за копейки”. Пример применения управленческих подходов не только на производстве, но и в больницах и школах. Тем кто верит, что “гибкие” (agile) практики явились “новым словом” интересно почитать про работу “без ролей, без начальников, с максимально возможной адаптацией и короткой обратной связью образца 1908 года. Довольно много конкретики, реальных “правил” и принципов.
  • Когда это не читать: если у вас аллергия на Генри Форда (противоречивая личность).
  • Похоже на: Макаренко Антон “Педагогическая поэма” (количеством конкретики), Айзексон Уолтер "Стив Джобс" (автобиографичность и подробностью описания).

“Детство. Отрочество. Юность” (Толстой, Лев)

  • Зачем это читать: срез крупными мазками яркой личности, эпохи, взглядов на воспитание (светское), образование и поступление в университет. Очень честная и жесткая автобиография. Больше интересны эмоции детские и студенческие и мысли человека, автора, вошедшего позднее на Олимп мировой литературы.
  • Когда это не читать: если ждете конкретики, советов, лайфхаков (ничего подобного нет, лишь описание жизни, чувств, наблюдений).
  • Похоже на: Никулин, Юрий “Почти серьезно” (автобиография а не самоанализ и наставления) Шаляпин Федор “Маска и душа” (откровенностью в описании себя).

“Сделано в Америке: Как я создал Wal-Mart” (Уолтон, Сэм)

  • Зачем это читать: из любопытства, главным образом интересен переход от разрозненных магазинчиков к империи, крупнейшей в США в условиях бурного развития дисконтной торговли и сильной конкуренции. Любопытны некоторые принципы (экономия на издержках любой ценой) и специфика мира торговли середины 20-го века (в частности очень жесткое отношение к коллективу, к сотрудникам - низкие оклады, трудоголизм ради рыночной эффективности).
  • Когда это не читать: когда хочется много конкретики и аллергия на чрезмерный акцент на обелении имиджа (мы-хорошие, мы-хорошие, а не то что про нас говорят). В книге маловато конкретики, много общих (и социально-одобряемых) установок. При аллергии на “торговлю” и “продавцов” (львиная доля успеха компании принес не только контроль издержек, но и умение торговаться и готовность держать продавцов в черном теле, о чем пишет автор).
  • Похоже на: целый пласт биографий (вроде неавторизованных биографий Билла Гейтса) написанных в рекламных целях (книга балансирует на грани между “много воды и ни о чем” и “интересное закулисье великой компании”).

Не вошло в топ, но могло:

  • “Страницы из моей жизни” (Шаляпин, Федор) - примерно на 50% повтор первой части “Маска и душа”, но интересно если ом чень понравилась первая часть.
  • “Безбилетный пассажир” (Данелия, Георгий) - режиссер о своей жизни и индустрии кино
  • “Кот ушел, а улыбка осталась” (Данелия, Георгий) - режиссер о своей жизни и индустрии кино
  • “Безбилетный пассажир” (Данелия, Георгий) - режиссер о своей жизни и индустрии кино
  • “Эпилог” (Каверин, Вениамин) - писатель о коллегах, литературе, критике и цензуре своей эпохи от дореволюционной до “оттепели”

08.02.2018