Перевод статьи «Подходит ли Вам работа в консалтинге?»
Любительский перевод статьи "для начинающих" "Is Consulting the Right Field for You?" о том, какие качества для консультанта востребованы и о чем задуматься, планируя карьеру.
Добрый менеджмент
В консалтинге снова жарко! Банки сражаются с финансовым кризисом, но индустрия управленческого консалтинга не теряет оборотов и не снижает аппетитов по найму сотрудников.
Многие выпускники MBA видят свое будущее именно в консалтинге, а поскольку спрос на интеллектуальный капитал остается высоким – у них есть все шансы быстро проложить себе путь к успеху.
Притягательность консалтинга объяснима – это энергичная работа за хорошее вознаграждение. Средняя зарплата по отрасли (включая гарантированные бонусы) в 2008 составляла 145.000$ в год (для консультантов из числа топовых выпускников MBA). Зачастую, эта сумма дополняется значительными «разовыми» бонусами, «подъемными» при переезде и оплатой учебы.
Но действительно ли консалтинг – это работа для Вас? А если «да», то как построить поиск будущей работы?
Чтобы ответить на оба вопроса — стоит провести вдумчивый самоанализ и «инвентаризацию навыков». Причем сделать это лучше до того, как Вы активно займетесь собственным трудоустройством (ведь, чем убедительнее и честнее будут Ваши ответы на собеседовании, тем больше у Вас шансов получить «работу мечты»). Не говоря уже о долгосрочной выгоде – определившись с карьерной стратегией сейчас, вы рано или поздно «отобьете» затраченное время и силы.
Работа в консалтинге: варианты
Существует принципиальных варианта работы в консалтинге – назовем их «эрудит» и «специалист».
Компании-«специалисты» — применяют знания для решения насущных проблем компаний-заказчиков. Одна из наиболее «горячих» консалтинговых отраслей для специалистов – информационные технологии. ИТ-специалисты могут предложить бизнесу повышение эффективности (посредством автоматизированных систем учета и управления теми или иными аспектами предприятия). Количество потенциальных клиентов в этой сфере безгранично, а потому, специализированные консалтинговые «ИТ-магазины», наподобие Accenture, будут продолжать расти. Сегодня в одном только Accenture работает больше сотрудников, чем в 5 крупнейших ведущих компаниях-«эрудитах» вместе взятых.
Компании-«эрудиты» выступают в другой ипостаси. Они предлагают своим клиентам широкий диапазон консультаций, нацеленных на то, чтобы их компании стали работать «быстрее, выше, сильнее». К компаниям-«эрудитам» относятся хорошо известные BCG, Booz Allen&Hamilton, McKinsey, Monitor, а также бесчисленное множество менее известных, фирм среднего и мелкого размера. Кроме того, крупные бухгалтерские компании временами совершают набеги на рынки управленческого консалтинга.
В целом, более 300.000 человек работает на полную занятость в индустрии управленческого консалтинга и формируют более 30 миллиардов ежегодного дохода. Чуть более половины консультантов — родом из США, еще четверть из Европы, а наиболее быстрый рост сейчас наблюдается в странах с развивающейся экономикой, таких как Бразилия и Мексика. Без сомнений, в долгосрочной перспективе индустрия будет расти и дальше (хотя не исключены периодические краткосрочные спады).
Теперь, учитывая масштаб и размеры консалтинговой индустрии – попытаемся ответить на вопросы «могли бы Вы найти себе применение в консалтинговой сфере?», и, главное, «хотите ли Вы попасть в консультанты?».
Начнем с того, что определим, какими качествами должен обладать практически любой кандидат.
Востребованные качества для консультанта
На собеседовании в консалтинговой компании, все вопросы, так или иначе, нацелены на проверку Ваших качеств и навыков. Соответственно, для Вас, как для соискателя, жизненно важно еще ДО собеседования определить, какие именно качества «котируются» в данной компании.
Почти для любой фирмы в перечень» важнейших» качеств можно включить те, что приведены ниже.
Качество 1. Интеллектуальный склад ума
То, что производят консалтинговые фирмы – нельзя съесть, вдохнуть потрогать. Это всего лишь бесплотные идеи. А сами компании, производящие их – не более чем репозиторий интеллектуального капитала.
Следовательно, консалтинговые фирмы в нацелены на то, чтобы имеющиеся в их распоряжении умы перерабатывали уже накопленный интеллектуальный капитал и создавали на его базе новый (посредством строго мышления и тщательного отбора). Для этого они остервенело вербуют лучшие из выпускников крупнейших бизнес-школ.
Важно осознавать «интеллектуальный акцент» консалтинга, выбирая его в качестве профессии. Хороший консультант должен быть отменным мыслителем, с особой страстью к идеям. Обычно, он из числа тех, кто хорошо учится в школе и получает от этого удовольствия. Он получает удовольствие от выявления, анализа и разрешения проблем.
Если же Вы из числа непримиримых борцов с излишним «академизмом», не любите «увязать в делах», не приемлете работу с документами, но уверенно себя чувствуете, скажем, в коммуникациях – консалтинг, по видимому, Вам противопоказан. При этом, в некоторых ситуациях Вы все равно можете получить должность, однако значимый карьерный рост в консалтинге для Вас едва ли возможен.
Кстати, не стоит переоценивать и значение дипломов и сертификатов. Многие ведущие консультанты сделали блестящую карьеру не являясь выпускниками престижных бизнес-школ. Само по себе учебное заведение, указанное в резюме, не может ни гарантировать ни успех, ни быть причиной порвала. Так MBA, часто, не является обязательным требованием — многие компании, принимают на работу специалистов юристов, инженеров, специалистов в сфере государственного управления и медицины и т.д. Подобной политики, придерживается, например, компания McKinsey.
Качество 2. Ориентированность «на клиента»
Невероятное количество денег, окружающее консалтинговые компании, часто являются единственным и ложным мотивом в выборе работы. В конце концов, консалтинг это лишь сфера услуг, т.е. нацелен на обслуживание интересов клиента. Соответственно, каждый консультант в своей работе занимается тем, что помогает другим. Саморазвитие и перфекционизм в обслуживании интересов клиента — главный приоритет. Для того, чтобы работа в консалтинге приносила удовольствие – требуется некая врожденна склонность к «совершенствованию на благо заказчика».
В недавнем письме бывший консультант McKinsey описал этот следующим образом: «Только через личное совершенствование профессия начинает действительно приносить удовольствие. Те, кто демонстрирует выдающиеся навыки – быстро берут карьеру под полный контроль. Такие люди востребованы. Как правило – их быстро замечают как заказчики, так и собственное руководство. Через интеллектуальное лидерство они добывают уважение клиентов, партнеров и членов команды.
В мире бизнеса, где «корпоративная солидарность» редкое явление — каждый сотрудник нацелен на увеличение персональной рыночной привлекательности. Предприятия нуждаются в личностях, а не наоборот.
Многие годы я наблюдал, как недружественные клиенты становятся внимательными, когда понимают, что общаются с людьми имеющими передовой опыт, и способных внести уникальный вклад в развитие их предприятия.
Тот, кто обладает незаурядными навыками и квалификацией всегда имеет больше шансов для построения карьеры. Плох тот консультант, кто стремится в первую очередь к увеличению размера вознаграждения – наработка и расширение опыта, вот главный актив любого консультанта.
Качество 3. Страсть к людям.
Консультанты часто отмечают, что наиболее плодотворное сотрудничество складывается с клиентами, с которыми удалось установить доверительный и долгосрочный контакт.
Порой, для этого требуется много сил, много долгой и кропотливой работы, много командировок, много разочарований. Но именно те консультанты, кто умеет общаться и завязывать долгосрочные отношения – чувствуют себя максимально комфортно. Общительные добиваются успеха.
Это вовсе не означает, что Вы должны быть ярким экстравертом, однако быть готовым много и конструктивно общаться Вам придется. Каким бы ни был Ваш конек в коммуникациях: обаяние, чувство юмора, активное слушание — жизненно необходимо, общение с клиентами доставляло Вам удовольствие. На собеседованиях консалтинговые компании ищут таких кандидатов, с кем они и сами захотели бы работать (ведь и работодатели, и заказчики – всего лишь люди).
Резюмируя
Таким образом, типичный консультант: умен, ориентирован на клиента и вызывает симаптию (кстати, не все эти качества обязательно врожденные).
Безусловно, процесс поиска и отбора на работу может значительно отличаться от компании к компании. Некоторые фирмы обращают повышенное внимание на дополнительные, особые навыки соискателя . Например: компетенция в определенных отраслях, умение работать в условиях неопределенности, невосприимчивость к агрессии и оскорблениям, глубокая квалификация в IT, организованность, опрятность, умение быстро и эффективно работать с таблицами, логическое мышление, хорошие письменные навыки, готовность к командировкам, высокие способности к изучению языков.
Как получить работу?
Допустим, Вы определились, что консалтинговая сфера Вам подходит. Однако прямо сейчас еще ни один работодатель не знает о Вас, Вы еще не получили ни одного предложения. Каким должен быть Ваш первый шаг?
Это, в огромной степени, зависит от того, где Вы учитесь (или планируете учиться). Наиболее авторитетные ВУЗы привлекательны для работодателей. Представители крупных компаний сами будут проявлять активность — общаться со студентами и выпускниками. В первую очередь это справедливо для студентов пяти топовых программ MBA.
Однако многие соискатели вынуждены самостоятельно пробивать себе дорогу к работодателю и сражаться за место в компании. Так поступают выпускники менее престижных учебных заведений, а также потенциальные сотрудники средних и мелких консалтинговых фирм, тех, что не ведут отбора прямо в ВУЗах.
Anne Haris, глава MBA Career Services, at the University of Virginia’s Darden School, утверждает, что наиболее важные моменты в процессе трудоустройства (в консалтинговые компании) включают: подготовку правильного резюме, заведение профессиональных связей и личные встречи.
Резюме
Составление резюме — «необходимое зло» при поиске работы. Консалтинговые компании ожидают увидеть структурированные резюме, отражающие важные (для них) навыки кандидата, серьезность его образования, релевантные экспертные знания (к примеру — в инженерных науках, в финансах и т.п.), а также эффектный послужной список. Компании, обычно, лояльно относятся к тем кто «сменил профессию», но Вам придется внятно объяснить причину, таких перемены.
Не стоит уделять слишком много внимания выбору шрифтов и форматированию — хороший интервьюер обращает основное внимание на описанные опыт, энтузиазм и навыки.
Профессиональные связи
Один из способов получить работу в консалтинге – заведение профессиональных знакомств. По-хорошему любой консультант должен обладать известностью среди коллег и поддерживать с ними отношения. Заведение знакомств — прекрасный способ не только получить работу, но и просто больше узнать о профессии.
Когда на собеседовании Вы можете указать на знакомство с кем-то из сотрудников компании, это драматически повышает Ваши шансы успешно пройти интервью.
Есть множество способов обзавестись знакомствами – это не так трудно, как кажется. Многие люди готовы помочь Вам, если Вы дадите им такой шанс.
Иногда компания, где вы хотели бы работать, организует в университете ознакомительную «коктейльную вечеринку» (своего рода «день открытых дверей»). Если нет — Вам придется самостоятельно прокладывать путь к созданию новых знакомств.
Поищите в интересующей Вас компании тех, кто был выпускником Вашего ВУЗа (или другую, в чем-то родственную Вам душу).
Удобно начинать знакомство с телефонного звонка (воспользуйтесь телефонным справочником для сбора контактов топовых консалтинговых фирм.).
Как звонить
Систематическая практика в совершении звонков поможет преодолеть неизбежное, по началу, волнение и страх. Если нужно – потренируйтесь, сперва, на коллегах и друзьях – отрепетируйте звонок незнакомому с Вами консультанту.
Если Вы студент – Ваша задача представиться, и сообщить, что Вы учащийся, который очень хотел бы в перспективе работать в их компании. Будьте искренни, искренни, вежливы, дружелюбны; проявляйте интерес к собеседнику.
Если Вы ищете работу прямо сейчас — будьте прямолинейны, просите помощи в трудоустройстве: «Могу я вам выслать свое резюме?» «Кого вы набираете?».
Можно задать серию вопросов – попросить высказать главные «за» и «против» работы в данной компании, специальности. Кроме того, можно попросить помощи в предстоящем собеседовании (если таковое Вам назначено).
Идеальный вариант — просить о встрече (хотя бы на 10 минут): «Я планирую быть в Нью Йорке (или другом нужном городе) на следующей неделе и был бы рад за завтраком задать Вам пару вопросов».
К сожалению, многие подобные звонки оказываются не вполне успешными: либо абонент, которому Вы звоните, недоступен, либо Вы узнаете, что консалтинговая фирма сейчас не ведет приема специалистов («извините, мы никого не набираем»).
В первом случае – удобно оставить голосовое сообщение — представьтесь и объясните объясните зачем звонили. Если собеседник не перезвонит через некоторое время — продолжайте попытки до него достучаться. Один не вполне честный прием – звонить в самом конце рабочего дня, когда основная масса работы уж сделана и интересующий Вас консультант с большей вероятностью снимет трубку.
В ситуации, когда компания не ведет набор – просите подсказать Вам контакты других людей, тех, кто мог бы помочь больше узнать о профессии и трудоустроиться.
Личные встречи
Значение личной встречи переоценить невозможно. Самое полезное что Вы можете сделать, готовясь к собеседованию — лично познакомиться с консультантами интересующей Вас фирмы. Как правило – это затратно (например, потребуется дальняя поездка), но подобные вложения наверняка окупятся. Люди благоволят тем, кого знают лично (в том числе и в процессе найма на работу).
01.04.2011